О событиях года, изменивших арт-рынок
Читайте также
О торгах русским искусством
Итоги ноябрьских аукционов
О прошедших торгах старых мастеров
О находке шести картин де Кунинга
Самое время подвести итоги года – серьезные цифры появятся не раньше марта, но и без них можно вспомнить события, навсегда изменившие арт-рынок.
Поаказательнее всего в прошлом году была продажа Бэнкси. Дело даже не в том, что уличное искусство стало ходовым товаром на респектабельных аукционах, а в самой ситуации – наполовину уничтоженная в аукционном зале картина приобретает новое имя, вырастает в цене и становится принципипально новым арт-объектом. Такого не было, а если и случится в будущем, неизбежно будет вторичным. Таким же событием стала продажа портерта, созданного искуственным интеллектом, за 432 тысячи долларов. Самой дорогой в этом году стала продажа Модильяни – его «Лежащая обнаженная» ушла на Сотбис за 157 миллионов долларов. Но и тут не обошлось без дегтя – для самого аукционного дома продажа обернулась убытками – цена молотока оказалась ниже гарантий.
На рынке старых мастеров случилось оживление, после прошлогоднего успеха «Спасителя мира» ожидаемое. И хотя умопомрачительных продаж не было, две нужно отметить особо – Юдит Лейстер за 1,8 млн. фунтов и Артемизия Джентилески за 3,5. Вообще, год был хорошим для художниц; среди ныне живущих самой дорогой стала Дженни Севиль, 9,5 миллионов. Обновился рекорд и на самого дорогого ныне живущего художника – теперь это Дэвид Хокни, его «Портрет художника» ушел за 90,6 млн. долларов. Самыми дорогим русскими художниками в этом году стали Малевич, почти 86 млн., и Кандинский, 24. Сенсацией стала продажа Маковского за 5,5 миллионов.
При этом на российском рынке искусства дела обстоят удручающе. По подсчетам специалистов ARTinvestment.RU, объем продаж упал за год на 25 процентов и составил всего 6,6 млн. долларов. Более того, в свете законодательных нововведений и общей тенденции в экономике разумно предполагать, что в будущем году легче не станет. При том что мировой рынок искусства вырос на 10 процентов, а доходы крупнейших домов пробили очередной потолок: предварительно у Сотбис 5,2 миллиарда долларов, у Кристис – 6,6.
Источник: