О китайском рынке искусства
Читайте также
Дэмиен Хёрст десять лет спустя
США и Китай в торговой войне
Немецкий арт-рынок
Австрия становится важным центром торговли искусством
В аукционное межсезонье ресурс Artnet news времени зря не терял и начал выпуск нового журнала с амбициозным названием Intelligence и обещанием хорошего чтения – задача не просто сообщать бездушную статистику арт-рынка, но наделять цифры подлинной жизнью.
Среди прочего журнал содержит довольно интересный анализ китайского арт-рынка, представляющий собой развенчание основных мифов. Например, принято считать, что китайский рынок искусства развивается с сокрушительной силой, но это иллюзия. После двух лет спада, в 2017 году достиг прежних показателей. В Китае зарегистрировано 525 аукционных домов, но 200 из них существуют только на бумаге. Более того, несколько крупнейших домов фактически ответственны за львиную долю транзакций, и получается, что именно они создают видимость процветающего рынка. Здесь кстати вспомнить второй стереотип – Шанхай и Пекин в скором времени составят конкуренцию Гонконгу. На самом деле, присутствие крупнейших домов ограничено, например, руководство Кристис в Китае признает, что их представительно выполняет скорее декоративные функции. И в том, чтобы Гонконг оставался безоговорочным центром торговли искусством странно заинтересованы все игроки.
Кстати, особенно интересен стереотип, в соответствии с которым китайские покупатели бросаются деньгами направо и налево. Но вот статистика говорит о другом: данные продаж 358 домов показывают, что только 51% лотов, купленных в 2017 году, был оплачен полностью. А вот из 18 лотов, проданных больше чем за сто миллионов юаней, т.е. 14 миллионов долларов, полностью оплачены были два. И нельзя в этом винить только покупателей – рынок уж очень непрозрачен, и количество подделок поражает воображение.
Наконец, принято считать, что китайские коллекционеры заинтересованы в западноевропейском искусстве, а европейские – в китайском. Отчасти европейский рынок становится все привлекательнее для покупателей из Азии, поскольку доверия больше, однако эта привлекательность динамична – растет, но медленно. А вот европейским покупателям китайское искусство, прежде всего современное, действительно по душе, но цифры несопоставимы – экосистема китайского искусства формируется, по словам эксперта, именно в Китае.
Источник: