Физическое развитие и здоровье детей раннего возраста
Во-первых, с малышами необходимо заниматься физическими упражнениями, во-вторых, обязательно нужно привить детям начальные навыки правильного пищевого поведения. Нельзя забывать и про развитие мелкой моторики рук у ребенка раннего возраста, ведь движения в мелких суставах кистей рук благодаря многочисленным рецепторам, расположенным на пальчиках и посылающим импульсы в мозг, способствуют развитию мыслительной деятельности и речи.
Физическое развитие ребенка как показатель состояния здоровья и таблица показателей
Одна из особенностей физического развития детей раннего возраста заключается в том, что у годовалого ребенка темпы роста несколько замедляются, зато нервно-психическое развитие прогрессирует не по дням, а по часам.
Согласно средним показателям развития ребенка, в первый год жизни к наступлению 12-месячного возраста малыш весит от 10 до 12 кг, имеет рост от 75 до 85 см, окружность головы — 46-47 см, а во рту у него выстроились в два ряда 8 зубов. Если на первом году жизни ежемесячная прибавка веса исчислялась довольно значительными «привесами», то теперь за год он будет поправляться на 2-3 кг, а «подрастать» на 5-7 см.
Существуют средние показатели физического развития и здоровья детей раннего возраста, но они не являются строго обязательными. Каждый ребенок индивидуален, и его развитие зависит от многих обстоятельств, в том числе от течения беременности у матери, веса при рождении, генетических особенностей, характера вскармливания и т. д. Поэтому не стремитесь подогнать параметры вашего малыша под таблицу, а просто иногда сверяйтесь с ней. Современные дети, вскормленные сосисками и чипсами, по росту и весу могут значительно превосходить эти данные.
Таблица средних показателей физического развития детей выглядит следующим образом:
Возраст
Девочки
Мальчики
рост,см
масса,кг
окружность головы, см
рост,см
масса, кг
окружность головы, см
1 год
74
10
47,7
75,3
10,5
48,9
1 год 6 мес.
80,1
11,2
49,1
80,9
11,7
50,3
2 года
85
12,1
50
85,9
12,7
51,8
3 года
93
13,2
51,6
90,4
13,6
52,3
4 года
99,6
15,4
53,1
100
15,9
54,1
5 лет
106,1
17,5
54,9
107,3
17,8
55,8
6 лет
112,2
20,0
56,6
114
20,4
57,6
7 лет
122,2
23,8
57.4
123,2
24
58,8
Влияние гимнастических упражнений на физическое развитие детей
На физическое развитие оказывают влияние не только вес и рост при рождении, наследственные факторы, но и условия внешней среды: режим дня, питание, гимнастические упражнения, закаливающие процедуры — комплекс мероприятий, помогающий ребенку расти здоровым, сильным и ловким.
Учитывая влияние гимнастических упражнений на физическое развитие детей, очень важно следить за формированием осанки ребенка, ведь нарушение осанки в связи с деформацией скелета приводит к нарушению функции внутренних органов. Кости ребенка мягки и податливы, связочный аппарат слабый, легко растяжимый, поэтому с самого раннего возраста необходимо следить за правильным положением ребенка в состоянии сна и бодрствования.
Матрасик должен быть жестким, а подушка на первом году жизни вообще не нужна. После года положите в кроватку плоскую подушечку. Некоторые мамы усаживают малыша, еще не умеющего уверенно сидеть, в подушки, чтобы продемонстрировать: «вот какие мы большие, уже сидим самостоятельно». Да не умеет он еще сидеть, заваливается то на один бок, то на другой, а мама знай, подтыкает под него подушки. Такое «ускорение развития» ведет к искривлению позвоночника и формированию в дальнейшем кифоза или сколиоза. Для хорошего физического развития детей первого года жизни вредно длительное нахождение ребенка в прогулочной коляске, где он, уставший от впечатлений, засыпает в неудобной позе, а мама, боясь разбудить, оставляет его в таком положении.
Хотите, чтобы развитие вашего ребенка в течение первого года жизни опережало средние показатели? Тогда ежедневно занимайтесь с ним гимнастикой, делайте массаж, займитесь плаванием. Не держите его постоянно в тесном пространстве кроватки, выпускайте на «свободный выпас» в манеж или на пол. Для развития движений ребенок первого года жизни должен осваивать новое пространство то ползком, то ножками, придерживаясь руками за предметы мебели или мамин палец. Одежда должна быть удобной и свободной, не нарушающей движений. Штанишки с резинкой на поясе во время ползания сползают, ребенок путается в штанинах, не может подняться и рискует «клюнуть» носом. Поэтому надевайте ползунки, застегивающиеся на плечах, или штанишки на помочах.
Условия развития ребенка на первом году жизни: формирование пищевого поведения
Необходимым условием развития ребенка на первом году жизни является формирование правильного пищевого поведения. Не спешите переводить ребенка на «общий» стол лишь на том основании, что «мы уже большие» и «больше всего любим сосиски». Правильное питание ребенка остается главным условием его нормального роста и развития, а также укрепления иммунитета.
Некоторые родители до сих пор считают, что чем лучше ребенок кушает, тем он здоровее и крепче. Пора пересмотреть свое отношение к пище и перестать перекармливать детей. Ожирение является настоящей бедой для многих стран. Только в Америке больше 50% населения подвержены этой болезни. Наша страна скромно умалчивает о своих достижениях в этом вопросе, но достаточно посмотреть вокруг, чтобы понять: призыв «догнать и перегнать Америку» в этом виде «спорта» будет скоро выполнен.
Обязательно учитывайте особенности физического развития ребенка первого года жизни и организуйте правильный рацион питания малыша.
Условия развития моторных движений ребенка в течение первого года жизни
Говоря о физическом развитии ребенка как показателе состояния здоровья, нельзя забывать о мелкой моторике.
На первом году жизни ребенок пользуется в основном одной рукой, а второй лишь поддерживает нужный предмет, но активно не владеет ею. После года ручные движения совершенствуются, вторая рука начинает выполнять активные действия, которые усложняются с каждым днем. Ребенок учится открывать и закрывать шкафы и дверцы, вытаскивать ящики комода и задвигать их. Он может открыть коробку и вложить в нее маленькую игрушку, ставит кубики один на другой, насаживает кольца пирамиды на стержень и т. д. С мелкими предметами ему еще трудно управляться, но он пытается освоить «эпистолярный жанр» и с удовольствием манипулирует карандашом и ручкой. Такие действия требуют согласованной работы органов зрения — глаз, органов движения — рук, и руководящей роли головного мозга. Предлагайте ему бумагу и карандаши, пусть рисует свои каракули, и не забывайте хвалить за «красивые картинки».
Помогайте малышу развивать мелкую моторику пальчиков и кистей рук. Психологи доказали, что движения в мелких суставах кистей рук способствуют развитию мыслительной деятельности и речи, так как многочисленные рецепторы, расположенные на пальчиках, посылают импульсы в центральную нервную систему и побуждают к развитию речевой аппарат. Недаром выдающийся педагог Василий Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Уже в первые месяцы для моторного развития детей первого года жизни рекомендуется вкладывать в ручки младенца предметы, отличающиеся друг от друга по форме, размерам, плотности и качеству поверхности. Так совершенствуется тактильная чувствительность, формируется понятие о свойствах предмета: большой — маленький, мягкий — твердый, круглый — угловатый, шершавый — гладкий и т. д.
Обязательно включайте в занятия с ребенком с первых месяцев пальчиковые игры типа «сорока-ворона кашку варила», «ладушки», «посчитаем пальчики» и т. д. Ваши усилия не пропадут даром, и благодаря развитию мелкой моторики к концу второго года малыш возьмет карандаш не зажатой в кулачок ладошкой, а пальцами. И вы увидите, что качество «письма» и рисования возросло, а малыш все лучше и лучше справляется с мелкими предметами. Посадите его перед собой, высыпьте на стол пуговицы разных размеров и попросите собрать их в коробку или рассортировать по размерам и цвету: «маленькие в эту кучку, а большие в эту» или «красные сюда, а желтые туда». Для малыша такое задание будет началом логического мышления, отличной зарядкой для ума и способом для развития речи. Заодно осваивайте счет: одна пуговица, две пуговицы. Только следите внимательно, чтобы не тащил в рот, и после занятия проверьте, нет ли под столом упавших мелких предметов. Можно попросить его «помочь маме в приготовлении обеда» и перебрать фасоль или крупу все с теми же мерами предосторожности.
Что ещё делать для развития мелкой моторики рук ребенка раннего возраста
Не выдворяйте его из кухни, когда сами находитесь там. Ему гораздо интереснее играть с кастрюлями, мисками, крышками и другими предметами домашнего обихода, чем сидеть одному в комнате, даже в окружении многочисленных игрушек.
Для развития мелкой моторики у детей раннего возраста рекомендуется рано приобщать малыша к занятиям лепкой из пластилина или глины, так как разминание эластичного материала способствует приобретению и совершенствованию двигательных навыков. Вы затеяли налепить пельменей или настряпать пирожков? Посадите за стол малыша, дайте ему в руки комок теста, пусть тоже «стряпает». Детским пальчикам такая работа служит прекрасным средством для развития, а малышу доставляет удовольствие и радость от полученного результата. Его плюшку или пирожок непременно нужно испечь вместе с остальными изделиями и обязательно похвалить за старание и мастерство.
Обычные бельевые прищепки тоже могут стать развивающим материалом для головного мозга и кистей рук. Достаньте разноцветные пластмассовые прищепки и попросите малыша разложить их на кучки по цвету, а потом предложите составить из прищепок длинную цепочку, скрепляя их между собой. Для этого малышу потребуются усилия, чтобы разжать прищепку и присоединить к другой, тем самым развивая мелкую моторику ручек.
Источник: