Джон Гальяно
John Galliano (Джон Гальяно)
Джон Гальяно родился в 1960 году в Гибралтаре, его отец был британским подданным, а мать – испанкой. Когда мальчику исполнилось шесть лет, его семья поселилась вместе с ним в столице Британии – Лондоне. С 1979 года по 1983 год Джон Гальяно учился в Колледже искусств Святого Мартина. Созданная им в 1984 году дипломная коллекция под названием «Инкруаябли» значительно отличалась от широко распространенного в то время классического стиля, который был рассчитан на деловых женщин. Массивные ботинки в комбинации с платьями с завышенной талией были не похожи на модную одежду, особенно с учетом того, что модели носили вместе с ними лохмотья и деревья на головах. Коллекция «Инкруаябли» вызвала восхищение у хозяев магазина авангардной одежды под названием «Brown’s», которые выставили ее на показ в витрине магазина и оказали Гальяно денежную помощь для создания коллекций под своим именем.
Первая представленная в Лондоне в 1985 году коллекция Гальяно носила название «Афганистан отрицает западные ценности». Последующие коллекции также имели необычные названия: «Падшие ангелы», «Нелепые игры», «Позабытая невинность». В них уже использовались ставшие в дальнейшем типичными для Гальяно приемы, включая двустороннюю одежду, крой по косой, универсальные изделия: брюки становились, к примеру, жакетами. Такой подход является характерным для Гальяно: сначала он придумывает литературный сюжет, а потом создает одежду для его персонажей. Уже в 1980-е годы мастера из индустрии моды дали высокие оценки виртуозным конструкциям Джона Гальяно. В 1987 году ему была присуждена премия «Лучший дизайнер года».
К началу 1990-х годов Гальяно приобрел известность среди британских модельеров как выдающийся авангардист. Многие предложенные им идеи находили воплощение в массовой культуре через несколько лет. К примеру, в 1989 году он продемонстрировал прозрачные маечки и шляпы из бархата в форме поломанных цилиндров, а в последнем десятилетии двадцатого века они вошли в моду. В 1992 году Гальяно переехал в Париж. Из-за ухудшения экономической ситуации его коллекции в столице Франции раскупались плохо, несмотря на высокие оценки экспертов. Вскоре модельер остался в буквальном смысле слова без жизненных средств: он не мог оплатить даже проживание в отеле и еду. Чтобы заработать на пропитание, Гальяно продавал нарисованные им эскизы. Из этого бедственного положения он выкарабкался благодаря встрече с Марком Райсом и Джоном Билтом, профинансировавшим создание коллекции осень/зима 1994-1995 гг., за которую Гальяно была во второй раз присуждена премия «Лучший дизайнер года». После того как этой премии была удостоена следующая созданная им коллекция, Гальяно стал первым дизайнером одежды, получившим три таких награды.
Летом 1995 года Гальяно начал работать арт-директором Дома моды Givenchy. В коллекции весна/лето 1996 года он создал новый стиль, в котором историзм сочетался с этническими элементами. Во второй половине последнего десятилетия двадцатого века этот эклектичный стиль стал его визитной карточкой.
В октябре 1996 года Джон Гальяно перешел в Дом «Christian Dior», символизирующий французскую индустрию моды. Он превратил каждый показ в подлинную сенсацию и сумел привлечь множество звезд шоу-бизнеса, что обеспечило рост объемов реализации одежды «Christian Dior», парфюмерии и аксессуаров. Модельер учел все свои предыдущие неудачи и изменил подход к работе над коллекциями, обеспечив им коммерческий успех. Он никогда не приступал к созданию следующей коллекции прежде, чем получал полный отчет о проданных и нераспроданных вещах в бутиках из предшествующей.
Уже первая созданная для Дома «Christian Dior» коллекция под названием «Африканки» (весна/лето 1997 года), которая была посвящена пятидесятилетнему юбилею Дома, произвела настоящий фурор. В ней сочетались элементы костюма в стиле «ар-нуво», этнические элементы и гламурная роскошь 1930-х годов. Данная тема была продолжена и в последующих коллекциях британского модельера.
Коллекция весна/лето 1998 года «от кутюр» «Dior» включала в себя объемные вещи, похожие на созданное Полем Пуаре пальто под названием «древесный клоп», следующая включала в себя объемные свитеры, связанные в ирландском стиле. В летней коллекции 1999 года Дж. Гальяно появились оформленные в духе сюрреализма шляпы и платья с рисунками сюрреалиста Жана Кокто. Еще в 1997 году в интервью, данном на презентации первой коллекции для «Dior», Гальяно сказал, что человеческое мышление является сюрреалистичным в том смысле, как это понимали Сальвадор Дали и Жан Кокто, то есть оно ярко, романтично и иронично. И вид вещей из созданных Гальяно коллекций, как в сюрреализме, является обманчивым и не во всех случаях выражает их суть.
В дальнейшем Гальяно стал заниматься созданием ироничных коллекций, вызывавших удивление (а кое у кого и шок) своими образами — выдержанная в стиле «хиппи-шик» коллекция «Christian Dior» лета 2000 года привела к скандалу и побудила парижских бродяг провести демонстрацию, в ходе которой они выразили протест против использования модельером образа бездомного в своей коллекции. Модели были облачены в лохмотья и обвешаны украшениями, сделанными из старых дверных ручек, разбитых чашек и флаконов для духов с позолоченными частями. Использованная для пошива некоторых предметов одежды ткань смахивала на газету – они были изготовлены из тафты с напечатанным на ней текстом. В дальнейшем такие ткани стали отличительной особенностью Дома моды «Dior».
Последние дефиле походили на маскарад с необычным гримом, нанесенным на лица моделей, платьями из бумаги, ламповыми абажурами на месте шляп и причудливой обувью. По словам Гальяно, мода стала чересчур серьезной, все позабыли о радости переоблачения и возможности такого же наслаждения модой, как и вкусными блюдами и вином. Таким образом, Джон Гальяно заслужил репутацию одного из наиболее креативных модельеров современности, внесшего огромный вклад в развитие модной индустрии.
Источник: