Что происходит с фэшн-рынком в России?
В течение многих лет модные бренды мира видели Россию как ритейл-Мекку и страну голодных фэшн-шопоголиков, но сейчас ситуация кардинально изменилась. Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group.
Финансово-экономический кризис, который стартовал в 2014 году, как ни странно, пошёл на пользу российской фэшн-индустрии. Цены на импортные товары продолжают взлетать, а наши фабрики и дизайнеры находят способы привлечения отечественных покупателей.
Согласно исследованию Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) за 2016-2017 годы количество запросов в Google, касающиеся российских брендов одежды, выросло на 24%. Среди компаний оказались крупные ритейлеры, такие как Ostin, Sela, Gloria Jeans, Odji, Baon.
Чуть более половины опрошенных жителей страны в рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения» ответило, что среди российских марок одежды есть вполне достойные. Годами ранее, этот процент был значительно меньше – возможно, здесь не обошлось без влияния государственной программы, которую начал в 2014 году Минпромторг. Она направлена на развитие системы маркировки товаров «Сделано в России».
Среди плюсов отечественных вещей респонденты назвали практичность, износостойкость, функциональность и комфортность. К сожалению, критерий «модная» пока остаётся в стороне, но это не касается дизайнерского производства, где есть ориентация на красоту, но и цены выше.
Так или иначе, российские производители, по мнению экспертов, действительно могут предлагать конкурентоспособный продукт. Например, мужские костюмы, верхнюю одежду и трикотаж, как считает Анна Лебсак-Клейманс. «Традиционно российских товаров больше в тех сегментах, где локальное производство исторически сильное и сохранились крупные предприятия с хорошими традициями», – добавляет Анна.
Однако, несмотря на возросший интерес к отечественной продукции, набрать большие обороты компаниям трудно. Совсем недавно, в 2016 году закрылось более 1200 магазинов, как пишет РБК. Всё потому, что потребитель обладал низкой платёжеспособностью. Причём российские компании находились в проигрыше по сравнению с глобальными: в то время, как вторые добавили позиции с выгодным денежным предложением, большая часть производителей России была вынуждена повысить цены. Но в 2017-м исследователи спрогнозировали остановку темпов падения объёма фэшн-рынка. Так и получилось: за 2017 и 2018 годы он остался равным 2,36 трлн. рублей.
Объективно, российское модное производство только-только набирается сил. Специалисты отмечают наличие проблем, например, связанных с устаревшим оборудованием, технологиями производства, плохим качеством отечественной фурнитуры и тканей. Многое приходится заказывать за границей, а это дорого. Но правительство и сами компании уже задумались, как это исправить, процесс идёт.
По подсчётам Национальной палаты моды сейчас в стране около трёх тысяч «заметных» отечественных брендов. К ним относятся как представители малых производств – дизайнерские бюро, ателье, – так и большие промышленные бренды с заводами и фабриками.
В последнее время на рынке также наблюдается появление новых дизайнеров. Они открывают бутики, создают страницы магазинов в социальных сетях, где успешно продвигают свой бренд, основанный на уникальности. Такие производители обычно выбирают узкое направление моды, к примеру, экомода или стритстайл, и успешно находят свою целевую аудиторию.
Экономически развиться с нуля бутику одежды или аксессуаров сейчас трудно, но можно договориться с местной фабрикой и шить коллекцию совместно. Кроме того, молодые дизайнеры имеют возможность показать себя на неделях моды, которые стали более популярны и доступны за последние годы. К ним относятся Russian Fashion Week, Mercedes-Benz Fashion Week Russia, Московская Неделя моды, Санкт-Петербургская Неделя моды, Aurora Fashion Week и подобные мероприятия в регионах страны.
Что касается интереса к дизайнерским вещам, то он есть и будет. Журнал BE IN OPEN подготовил специальный проект за 2018-й год, в котором изучил все тенденции модного рынка России. Эксперты утверждают, что потребители хотят покупать локальные марки, так как стала важна уникальность вещи, дизайн и грамотное позиционирование бренда. Но данный запрос, кажется, плохо сочетается с текущей тенденцией «чем дешевле, тем лучше» − обычно вещи дизайнеров дороже, чем с конвейерного производства. Но, оказывается, некоторые россияне действительно готовы купить один дизайнерский товар вместо десяти из масс-маркета. Отсюда ещё одна выявленная журналистами BE IN OPEN тенденция: «Людям больше не нужно столько вещей».
«Сама индустрия моды во всех странах, и в России в том числе, будет строиться от дизайнеров. Ведь когда человек приходит покупать ту или иную вещь, хоть в ГУМ, хоть на рынок, где у нас существует четверть всей торговли одеждой, он так или иначе руководствуется своими представлениями о прекрасном, обращает внимание на дизайн», − считает Александр Шумский, глава Национальной палаты моды.
В целом, на развивающемся российском фэшн-рынке место найдётся каждому производителю: и мелкому, и крупному. Непременно стоит воспользоваться появившимся интересом у покупателей к отечественным брендам. Но следует помнить, что выстоять сейчас непросто. Придётся брать либо ценой, либо качеством, либо уникальностью товара. По данным исследований Fashion Consulting Group современный покупатель экономный и критичный, доходы стагнируют, рынок насыщен жесткой конкуренцией, возрастает важность инновационных технологий. Так что рисковать можно и нужно, но осторожно.
Источник: