Кристиан Диор. Ищущий утраченную элегантность

Кристиан Диор вошел в историю мировой моды как мужчина, исключительно понимающий женщин. В 1947–1957 годах у моды было только одно имя: Кристиан Диор. Великий революционер послевоенного периода (на подиуме, а не в политике!), Диор был создателем, который всего за одно десятилетие деятельности переписал правила моды и открыл новую эру в высокой моде.

Кристиан Диор был суеверным человеком. Он часто использует загадки, чтобы узнать, что ждет в будущем. В своей автобиографии он признался, что его будущее было впервые предсказано в 1919 году, в возрасте 14 лет, когда кто-то сказал ему, что он будет страдать от бедности, но что женщины принесут ему удачу: “Женщины будут счастьем для вас, и благодаря им вы добьетесь успеха… На женщинах вы заработаете много денег и будете много путешествовать”. Это будет его судьба!

Кристиан Диор. Богемная жизнь

Тот, кто станет абсолютным кутюрье Франции, родился 21 января 1905 года в Гранвиле в семье промышленника Мориса Диора. Когда мальчику было 5 лет, семья переехала в Париж, где Кристиан поступил в лицей Жерсон. Слишком мало заботясь о школе, подросток больше интересовался музыкой, литературой и новыми направлениями в искусстве.

Когда пришло время поступать в колледж, Диор сказал родителям, что хотел бы изучать архитектуру, и эта идея была категорически отвергнута на том основании, что его место “не богемное”! Молодой человек поддался давлению со стороны своей семьи, которая хотела видеть его дипломатом, и поступил в Школу политических наук, но позже бросил учебу.

В 1927 году Кристиан Диор был вынужден пройти военную службу, чего он до того избегал, а по возвращении в Париж решил, что пора начать карьеру. Он убедил отца профинансировать открытие художественной галереи при условии, что он не будет использовать свою фамилию в этом бизнесе.

Таким образом, Кристиан Диор вместе со своим другом Жаком Бонжаном создал галерею, и в течение нескольких лет они продавали на арт-рынке картины таких популярных художников, как Сальвадор Дали, Кристиан Берар или Жан Кокто.

Наряд “Князь Игорь”, созданный Dior в 1947 году

Начало 1930-х принесло семье Диор несколько трагедий. Один из братьев будущего модельера заболел и умер, а через несколько месяцев от горя умерла его мать. Затем, в начале 1931 года, финансовый кризис ударил по отцу Диора, который обанкротился. Со временем пришлось закрыть и картинную галерею.

Кристиан Диор. Первые шаги в моде

В 1934 году Кристиан Диор заболел туберкулезом и был вынужден уехать на пенсию на Балеарские острова для выздоровления, где провел год. Там, вдали от Парижа и художественного мира, в котором он работал, он обнаружил свое желание самому быть творцом. Так он начал рисовать, а когда вернулся в столицу, начал продавать свои эскизы одежды всем, кто был готов заплатить: портным, швеям, журналам. Это был очень скромный старт в области моды для того, кто десять лет спустя стал дизайнером номер 1 во Франции.

В 1938 году Кристиан Диор начал работать на Робера Пиге, известного парижского модельера, но в 1940 году его мобилизовали в Меэн-сюр-Йевр в центральной Франции. Он вернулся в Париж в 1941 году, где индустрия моды пыталась пережить оккупацию.

Были вновь открыты многие модные мастерские, и дизайнеры пытались сохранить французскую моду, даже в сотрудничестве с немецкими оккупантами. Кристиан Диор не вернулся в Piguet, но занялся услугами Люсьена Лелонга, человека, который познакомил его с секретами моды и научил всему, что нужно знать о профессии кутюрье.

В то время как Кристиан Диор работал на Лелонга, который вместе с другими известными кутюрье того времени, такими как Нина Риччи и Жанна Ланвен, одевал жен нацистских офицеров, его сестра Кэтрин принимала активное участие во французском Сопротивлении.

Захваченная гестапо в 1944 году сестра Диора была депортирована в Равенсбрюк, и дизайнер провел последний год войны, не зная, увидит ли он ее когда-нибудь снова. Кэтрин Диор благополучно вернулась во Францию в 1945 году, и через два года первый аромат, выпущенный ее братом, будет назван в ее честь Miss Dior.

В третий раз повезло

Кристиан Диор остался доволен сотрудничеством с Люсьеном Лелонгом. Он не отвечал за ведение бизнеса, ему просто нужно было следить за своим творчеством и рисовать. Диор привык к такому беззаботному существованию, поэтому перспектива открытия собственного модного дома так напугала его, что он упустил шанс всей своей жизни.

Вечерние платья из весенней коллекции Дома Dior (1951 г.)

Однажды в 1946 году Диор случайно встретил на улице старого друга. Он сказал ему, что бизнесмен Марсель Буссак, владелец модного дома Philippe et Gaston, ищет дизайнера, чтобы оживить бизнес. Диору никогда не приходило в голову, что он может занять эту должность, он ответил своему другу, что никого не знает. Между ними произошел второй разговор, и снова Диор ничего не сказал. Только на третьей удачной встрече Диор осмелился сделать предложение самому себе.

Позже его охватили сомнения и страхи, он гадал, собирается ли он рисковать всем своим мирным существованием. Наконец, когда он встретился лицом к лицу с Марселем Буссаком, у него хватило смелости предложить нечто иное: он, Диор, не хотел пытаться воскресить из мертвых бизнес, который уже исчез.

Вместо этого он хотел создать новый дом моды под своим собственным именем, что-то “маленькое, с очень немногими мастерскими, в котором работа будет выполняться в соответствии с высшими традициями высокой моды, [дом, который] будет предназначен для очень элегантных клиенток”. К его удивлению, Диор убедил Буссака своей пламенной речью о необходимости нового тренда в послевоенной моде. Великий промышленник согласился профинансировать проект, и так родился Maison Christian Dior, расположенный на авеню Монтень, No. 30.

После встречи с Буссаком Кристиан Диор посоветовался с г-жой Делахай, гадалкой, которой он доверял больше всего. Женщина сказала ему, что ему даже не нужно было об этом думать: это шанс его жизни, с которым он больше никогда не встретится. Вскоре после этого другая гадалка призвала Диора следовать своей судьбе, потому что “это произведет революцию в моде”. Случайно или нет, но предсказание сбылось.

По соглашению с Буссаком, Кристиан Диор должен был заниматься творческой частью бизнеса, а административная часть принадлежала Жаку Руэ, который превратил дом Dior в настоящую империю моды.

Благодаря работе Руэ, бренд Dior расширился в индустрию аксессуаров, продавая под собственным брендом меха, шапки, перчатки, носки, обувь, украшения и парфюмерию, чтобы создать законченный, элегантный образ с головы до пят, в точности, как это представлял Диор. Это был первый случай в истории модных домов, которые до этого производили только одежду (и, возможно, парфюмерию, такую как Chanel), но через несколько лет модель Dior будет использоваться всеми великими модельерами.

Женщина Диора нежная, как цветок

По мнению Диора, мода военных лет была “ужасной”: “шляпы были слишком большими, юбки слишком короткими, жакеты слишком длинными, туфли слишком тяжелыми”. Поэтому он почувствовал необходимость предложить совершенно иную точку зрения, предложив вернуться к женской фигуре.

Группа женщин протестует против длинных юбок, продвигаемых Dior (Чикаго, 1947)

“Я как раз выходил из времен бедности, скупости, одержимости продовольственными книжками и купонами на одежду; для моих собственных творений было естественно принять форму реакции на эту смерть воображения. […] В декабре 1946 года из-за военной формы женщины все еще выглядели и одевались как амазонки. Но я создавал одежду для хрупких и нежных женщин, как цветок, одежду с округлыми плечами, пышными женственными бюстами и тонкой талией поверх широких огромных юбок”, — пояснил дизайнер.

Свою первую коллекцию Кристиан Диор создал в конце 1946 года, когда на две недели уехал в Флери-ан-Бьер в поисках вдохновения посреди леса Фонтенбло. Вернувшись в Париж, дизайнер и его команда приступили к работе, и презентация коллекции была запланирована на 12 февраля 1947 года. Никто не знал, что будет дальше, проникновение на рынок высокой моды никому не разрешалось, и эта первая коллекция, которая должна была дать взлёт карьере модельера, либо похоронить её.

Первая презентация, как и все последующее, продумана до мелочей. Диор лично искал наиболее подходящие аксессуары, чтобы подчеркнуть свою одежду. Он очень тщательно выбирал обувь, перчатки, украшения и, прежде всего, головные уборы, будучи убежденным, что “женщина без шляпы не полностью одета”.

New Look революционизирует моду

Кристиан Диор. 1955 год

Работы пользовались оглушительным успехом у гостей, ошарашенных представленными 90 моделями. В этот день под громкие аплодисменты родилось название коллекции New Look — та, которая прославит Dior. Идея на самом деле принадлежала не создателю, а редактору журнала “Harper’s Bazaar” Кармел Сноу.

После шоу она воскликнула: “Это настоящее откровение, дорогой Кристиан. У твоих платьев такой новый вид “[na:” Это настоящее откровение, дорогой Кристиан. Ваши платья выглядят такими новыми”]. Откровенно говоря, Кристиан Диор не принес никаких новшеств, его творения были разными, но не обязательно новыми, потому что они заимствовали элементы давно забытой довоенной моды. Но все восприняли внешний вид Dior как выдающееся нововведение.

Коллекция Dior была для Европы, только что пережившей войну, глотком нового, свежего, оптимистичного и элегантного воздуха. По мнению создателя, это было естественным ходом моды: после изобилия и творчества в межвоенный период, за которым последовали суровые годы войны, которая ненавидела женщин, для моды было нормальным вернуться к подчеркиванию женской красоты. Таким образом, New Look стал символом молодости и будущего.

Не все женщины оценили творения Dior. Некоторые категорически выступали против более длинных юбок, защищая свое право носить юбки до колен, которое было выиграно во время войны, когда из-за нехватки материалов в моду вошли более короткие юбки.

Кристиан Диор вернул в моду длинную юбку

В то же время социологи заметили, что этот образ, продвигаемый Dior — женственный, нежный — соответствовал модели женщины, продвигавшейся тогда в обществе. После войны правительствам требовалось, чтобы женщины отказались от свобод, которые они взяли на себя в те годы, и вернули себе домашнюю роль жен и, особенно, матерей. Таким образом, сопротивление женщин одежде Dior объясняется не столько отвращением к стилю творений, сколько неприятием тех ценностей, которые они представляют.

Новый стиль был окончательно принят только благодаря неоднократным вмешательствам модных редакторов, которые постоянно продвигали творения Dior. Американский рынок, который необходимо было завоевать для обеспечения успеха нового бренда, также принял новинки французского дизайнера в области одежды, и осенью 1947 года он получил Оскар за высокую моду в знак признания его вклада в возрождение моды.

Империя Dior

С 1947 года с каждой новой коллекцией Dior устанавливает общие модные тенденции. После нескольких лет, в течение которых его коллекции следовали линиям, установленным New Look, в 1954 году дизайнер отвернулся от собственных творений и предложил другой стиль — “H Line” или так называемый плоский стиль — с прямыми линиями, слегка мужественными и одеждой, плотно сидящей на теле.

Наряд Dior от Line H (1955 г.)

Но все, что предлагал “монарх от кутюр”, как называли Диора, женщины сразу же приняли как обязательную тенденцию. Таким образом, бренд Dior продолжал расти из года в год, и в 1953 году его бизнес стоил 17 миллионов долларов — значительную сумму для того времени.

Таким образом, благодаря женщинам Кристиан Диор достиг вершины успеха. Точно так, как было предсказано. Но удача покинула его слишком рано: модельер умер в 1957 году от сердечного приступа, ему было всего 52 года.

Но вклад в мир моды обеспечил Диору окончательное и привилегированное место в пантеоне великих модельеров двадцатого века. Даже после его смерти, благодаря империи, которую он создал и которая пережила раннее исчезновение своего создателя, имя Кристиана Диора оставалось синонимом абсолютного творчества и элегантности.

Добавить комментарий