Красная Москва: советский парфюмерный бренд с 1925 года

Парфюмерная композиция “Красная Москва” — духи советской (российской) фабрики “Новая Заря” – это аромат, предназначенный для женщин, он принадлежит к группе ароматов, именуемых шипровые и цветочные. Аромат “спущен на воду” в 1925 году. Создатель композиции — Огюст Мишель. Верхние ноты аромата: это — бергамот, кориандр и флердоранж; средние ноты этого аромата: жасмин, а также роза, а также гвоздика и иланг-иланг; в составе базовых нот: ирис, а также бобы тонка и ваниль.

Тяжелая сладость в сопровождении нотки цитрусовых и гвоздики безошибочно сочетается с ароматом березовой древесины и мускуса. Почти 70 лет этот парфюм был одним из самых популярных ароматов в бывшем Советском Союзе. Даже сегодня парфюм с его тяжелой сладостью считается ароматом знатоков и коллекционеров.

“Красная Москва” — само название вызывает в воображении образы серпа и молота, Ленина и русской революции. Идеологическое измерение безошибочно и, конечно, выбрано сознательно. Однако, если вы думаете только о потрясениях Октябрьской революции в начале 20-го века, когда слышите этот аромат, вы забываете о прежних царских традициях. На самом деле, этот парфюм имеет богатую событиями историю, изначально под совершенно другим названием …

История парфюмерного бренда “Красная Москва” обычно начинается с аромата, известного до революции: “Любимый букет императрицы”, который был создан к трехсотлетию дома в 1913 году парфюмерным заводом Brocard.

Предположительно последний русский царь Николай II лично заказал духи, которые были предназначены для подарка своей жене. По случаю 300-летия семьи Романовых царь подарил своей жене, императрице Александре Федоровне, “Le Bouquet preféré de l’Impératrice” – “Любимый аромат императрицы”.

Красная Москва. Любимый букет императрицы

Подарок имел большой успех. Духи быстро зарекомендовали себя при дворе, а чуть позже также пользовались большой популярностью среди аристократии. Ведь как часто вам доводилось пахнуть самой царской четой?

Кстати, создателем парфюма regent был Август Мишель, ученик известного парфюмера Анри Брокара. Родившийся во Франции, Брокар еще в 1864 году основал свою фабрику в Москве и позже был переименован в Генриха Афанасьевича. Ее мыло и ароматы получили признание не только в России. В Париже творения Брокара были отмечены призами — но вернемся к любимому аромату царицы.

Красная Москва. Генрих Афанасьевич Брокар с женой Шарлоттой

С русской революцией внезапно закончилась не только царская власть, но и расцвет русской парфюмерии. Пока наследники Брокара бежали во Францию, Огюст Мишель продолжал работать на фабрике после национализации и с тех пор создавал советские ароматы для всех.

Одеколон Кремль, фабрика Брокара, конец XIX века

После Октябрьской революции парфюмерный дом был национализирован, а через несколько лет завод возобновил свою промышленную деятельность под названием “Новая заря”. Некоторые из его дореволюционных духов с нейтральными для победившего класса названиями продолжали выпускаться, например, одеколоны: “Тройной” и одеколон “Северный”, но по известным историческим причинам название “Любимый аромат императрицы” с тех пор не сохранилось.

Парфюм Le Bouquet PREFER de l’Imperatrice (“любимый букет императрицы”) — продукт Анри Брокара, одного из двух крупнейших парфюмерных домов России XIX века (оба основаны французами).

Второй, Rallet et Co., считался более эксклюзивным, хотя бы потому, что Brocard также славился массовым производством мыла, при покупке которого вы получали в подарок шаблоны для вышивки крестом.
“Любимый букет императрицы”, как и многие другие ароматы той эпохи, был создан специально для очень важного клиента: Марии Федоровны, жены царя Александра III и матери Николая II, последнего царя России.

Кто-нибудь из ныне живущих имел шанс почувствовать запах оригинального Le Bouquet Préféré de l’Impératrice или найти его бутылку на чердаке? Маловероятно: всего через несколько лет Октябрьская революция пришла и сказала до свидания французским духам и их производителям.

Эрнест Бо, один из главных парфюмеров Rallet, сбежал в Париж, где его взяла под свое крыло Коко Шанель, для которой он позже создал знаменитую Chanel No. 5.

Компания Брокара вскоре перешла в состав государства и национализировалась, сначала как Государственная мыльная фабрика No 5, а затем — “Новая Заря”.

Новая Заря

Предприятие Ралле было переименовано в фабрику “Свобода” (помните зубной порошок?).

После революции 1917 года и победы большевиков вся парфюмерия была национализирована и превращена в мыловаренные фабрики для Красной Армии.

Времена вряд ли способствовали уходу за собой, все попытки повысить личную привлекательность считались буржуазным пережитком. Ситуация изменилась только в 1921 году, в начале эры НЭПа (новой экономической политики). Удивленному введением элементов рыночной экономики населению вдруг захотелось не только мыла, но и парфюмерии, пудры, губной помады — словом, того, что было до революции …

Так был создан трест “Жиркость” (название происходит от слова “жир”), которое также объединяло аптеки.

В монополию треста входила, в частности, знаменитая парфюмерия Brocard, известная своей композицией “Любимый букет императрицы” – парфюмом, созданным к трехсотлетию дома Романовых.

Со временем русское название “Трест Жирикость” было изменено на “Жиртрест”, позже сокращено до “ЖЭТЭ”, и, наконец, изменило порядок и стало называться “ТЭЖЭ”.

Под патронажем “ТЭЖЭ” производился и продавался полный спектр косметических средств, иногда по старинным “буржуазным” рецептам, но без особой огласки их происхождения. Например, мало кто знал, что популярный среди советских красавиц парфюм “Красная Москва” – это та самая композиция, которую гроссмейстер Анри Брокар создал в честь супруги последнего царя …

 

Связь с царизмом была естественным образом исключена, поэтому, хотя оригинальный аромат Brocard был сохранен, в состав духов были внесены некоторые дополнения, введена синтетика, и он появился на рынке под новым названием – “Красная Москва”. При этом, “Красная” имеет два значения: “красная” или “красивая”.

Красная Москва советский парфюмерный бренд

Создатель этих духов Огюст Мишель, который стал главным парфюмером дома хотел продлить жизнь главному своему творению и, используя свое профессиональное положение, и в 1925 году возобновил его производство под другим названием — уже как “Красная Москва”.

“Новая Заря” утверждает, что “Любимый аромат императрицы” и “Красная Москва” – это один и тот же аромат, что добавляет 12 лет их флагманским ароматам. Однако есть проблема: нет никаких доказательств того, что эта история правдива. Невозможно проверить формулу “Любимый букет императрицы”. Многие историки парфюмерии серьезно сомневаются, что — под измененным названием — он сохранился до наших дней.

Каковы шансы, что документ, который был составлен в одном, максимум двух экземплярах, пережил революцию, национализацию, перенос завода в другое здание, эвакуацию во время Великой Отечественной войны, а затем и безумные 1990-е? Если он не использовался регулярно и не был признан национальным достоянием, шансы близки к нулю.

Конечно, могут помочь сохранившиеся бутылки Bouquet. Однако никто не знает, чтобы кто-либо из действующих владельцев этих чрезвычайно редких экземпляров когда-либо выражал намерение сделать химический анализ своего сокровища, что вполне понятно. Насколько стало известно, недавно был продан только один обернутый фольгой “Любимый букет императрицы”, но цена была настолько нулевая, что мы не думаем, что владелец решил открыть флакон и попробовать аромат.

Но чудеса случаются! Возможно, когда-нибудь кто-то наконец захочет прославиться и пролить немного света на эту часть российской истории? Между тем у нас есть лишь косвенные доказательства идентичности этих двух запахов: слова очевидцев, то есть людей, когда-то встречавших их.

Некоторые историки считают, что «Любимый аромат императрицы» был быстро переименован в «Красная Москва» и под этим названием — не в последнюю очередь из-за низкой закупочной цены — получил международное внимание.

Но давайте перестанем искать улики и попробуем представить себе те времена, когда на рынок были выпущены первые флаконы “Красной Москвы”. Мы найдем несколько аргументов в пользу теории о том, что эти два аромата различаются только по названию. Правда, в 1925 году террора было не так много, как в 1937 году, но это мало что меняет …

Огюст Мишель был опытным зрелым человеком, пережившим Октябрьскую революцию и диктатуру пролетариата. Судя по истории Франции, откуда он родом, он прекрасно знал, что может произойти в нестабильный революционный период.

Можно ли предположить, что в такой ситуации он возьмется за извлечение рецептов духов из архивов, которые были посвящены одному из главных членов свергнутой императорской династии — просто для того, чтобы снова начать их производство в новой стране, принадлежащей рабочим и крестьянам? И мы говорим здесь о стране, где активно пропогандировалась лютая ненависть к абсолютной монархии как системе, особенно к династии Романовых. Речь также идет о фабрике, где многие рабочие еще помнили аромат “Любимый букет императрицы”.

 

 

Парфюмер Огюст (Август Ипполитович) Мишель, фабрика Новая заря, 1937

Возможно, Огюст Мишель действительно считал жизнь своего творчества слишком короткой, он предпочел бы не подвергать опасности свою жизнь и жизнь своих родных, ради которых он решил остаться. Учитывая все это, эксперты полагают, что ароматы “Красная Москва” и “Любимый букет императрицы” не могут быть идентичными. Они даже близко не могут быть, потому что наверняка найдутся люди, которые скажут об этом Мишелю и остановят производство.

Вполне вероятно, что при работе над композицией “Красной Москвы” Мишель в какой-то мере опирался на “Любимый букет императрицы”: по проверенной методике парфюмеров он оставил 80% ингредиентов прежних духов, а оставшиеся 20% заменил новыми. Это объясняет, почему его современники, вдыхая запах “Красной Москвы”, ощущали сходство с “Любимым букетом императрицы” – так же, как Mitsouko Guerlain, они напоминают экспертам Chypre Coty и L’Heure Bleue, ведь они связаны с L’Origan Coty.

Говоря о L’Origan, мы можем с большой долей уверенности сказать, что Мишель был вдохновлен именно этим ароматом Coty (И не только им. Многие парфюмеры, в том числе Жак Герлен, были вдохновлены им, что доказывает огромную силу влияния L’Origan).

У современных экспертов была возможность сравнить версии 50-х и 60-х годов L’Origan и “Красной Москвы”. Они не близнецы, но можно считать, что они близкие родственники. В верхних нотах L’Origan тоньше и “травнее”, чем “Красная Москва”. Они содержат более четкие нотки цитрусовых и майорана.

“Красная Москва”, с другой стороны — букет из фиалки, жасмина, а также иланг — иланга и гвоздик. Ничто не может ослабить их теплый аромат, приправленный большой горстью кориандра. Этот запах у многих ассоциируется с красным цветом. В основе L’Origan и “Красная Москва” практически идентичны. Наверное, то же самое можно сказать и о “Любимом букете императрицы”. У них много общих черт, но при прямом сравнении можно отчетливо почувствовать, что это по сути разные ароматы.

Духи L’Origan

Пока не будет доказательств обратного, эксперты и историки парфюмерии будут считать, что “Красная Москва” – это оригинальный аромат, а не переименованный клон Empress ‘Favorite Bouquet. Так или иначе, “Красная Москва” как бренд возникла после революции.

По общему признанию, не имея возможности менять все ароматы одновременно, “Новая Заря” продолжала создавать многие из своих прежних ароматов, но она была ориентирована на будущее. Время подтвердило истинность этой теории: после 1940 года “Новая Заря” производила очень мало дореволюционных духов.

Красная Москва — классический парфюм, близкий к старой гвардии Guerlain или Grossmith. Они заключают в себе перечную нотку цветка гвоздики, а завершают процессию пылкие альдегиды, химические вещества, которые стали использоваться в начале двадцатого века для оживления аромата, а иногда и для придания ему слегка раздражающего мыльного запаха.

“Красная Москва” занимает очень важное место в истории культуры; Во времена пустых полок и отсутствия западной парфюмерии миллионы людей использовали ее за железным занавесом.

«Красная Москва»: символ Кремля и Красной площади

Знаменитый флакон духов “Красная Москва”, который — не считая некоторых деталей — сохранился в неизменном виде до наших дней, был разработан А. Евиевым. Бутылка выглядит простой и удобной в изготовлении, но при этом выделяется из общей массы. В нем нет вычурности. Единственный декоративный мотив — зигзагообразная полоса на стекле и пробка в виде “луковицы”. Это правда, что “Новая Заря” никогда не подтверждала, что это был преднамеренный акт, но бутылка сразу вызывает воспоминания о кремлевской стене и куполах Василия Блаженного.

Красная Москва. Кремль и Собор Василия Блаженного

Основная идея этого проекта ясна: Красная площадь — главное место Москвы. По одну сторону от нее Кремль, а по другую — собор Василия Блаженного. В 1990-е годы “Новая Заря” ненадолго отошла от этого проекта, но затем возобновила его.

По сути, теперь эта полоса даже больше похожа на стены Кремля. У него не только зигзагообразная форма, но и раздвоенные “зубцы” – в точности как у заготовок типа “ласточкин хвост”. Распылитель с золотым кольцом на горлышке бутылки тоже изменился в дизайне, но в нем есть некий старомодный шарм.

Коллекционные копии “Красной Москвы” были выпущены в основном в пятидесятых годах и являются все еще свежей версией этого аромата. Честно говоря, шансы наткнуться на довоенную версию духов “Красная Москва” невелики.

Производство духов было временно прервано во время войны. Его продолжили через несколько лет. Накануне Дня Победы фабрика “Новая Заря” сообщила, что тем кто хочет купить парфюмерию “Красная Москва” следует привезти с собой “стеклянную тару”, поскольку производство самой жидкости началось быстрее, чем производство флаконов.

За 20 лет своего существования “Красная Москва” не вышла из моды, но только после войны произошел огромный скачок ее популярности. Скорее всего, женщины сделали это неосознанно, но в послевоенной ситуации они выбрали теплые, обволакивающие, но страстные ароматы: соблазнительные и полные подтекстов. Этим трендом воспользовались парфюмеры: некоторые из новых ароматов 40-50-х годов представляли собой вариацию на главный аккорд “Красной Москвы”. Например, парфюм “Черный ларец” настолько похож, что эти два аромата часто путают друг с другом.

«Красная Москва»: эволюция дизайна и популярности

В СССР духи “Красная Москва” знали буквально все, во многом благодаря фильму 1954 года “Большая семья” (также известному как “Журбины”). По ходу сюжета картины главный герой, молодой заводской рабочий, дарит флакон этих духов своей сестренке, старшекласснице. Девушка в восторге, но обвиняет брата в расточительности (“Стоят аж 60 рублей!”).

Однако такой дорогой подарок он может себе позволить: в годы действия фильма зарплата квалифицированного рабочего составляла около 700 рублей, а наш главный герой, вероятно, зарабатывал на должности мастера гораздо больше. В этой сцене девушка демонстрирует достойную похвалы бережливость: она окропляет воротник платья буквально каплей духов.

Духи Красная Москва образца 50-х годов

На этом видео мы видим упаковку духов “Красной Москвы” образца 1950-х годов: это красная коробка с рисунком и кисточкой, от которой отказались в 1960-х.

Год спустя, этот фильм был представлен на Каннском международном кинофестивале, где получил награду за лучший подбор актеров. Поэтому, можно сказать, что именно тогда “Красная Москва” впервые получила широкую рекламу за пределами СССР.

Несомненно, во многом благодаря этому фильму ароматы получили признание во всем мире.

В течении 1950-х и 1960-х годов внешний вид бутылки снова изменился. Этот дизайн, за небольшим исключением, сохранился до наших дней: миниатюра с пробкой и рельефом на верхней трети бутылки (напоминает барельефы на колоннах в русских церквях).

Долгое время существовала потребность именно в небольших размерах и миниатюрах этих духов. С 1930-х годов, помимо полноразмерных бутылок, “Красная Москва” разливалась в стандартные 11-миллилитровые кубические бутылки с черной квадратной пробкой.

Красная Москва с кисточкой

Эти флаконы ассоциируются со знаменитыми флаконами духов Lanvin, но не обязательно, что этот бренд был источником вдохновения: многие другие парфюмерные дома продавали свои духи в аналогичной упаковке. Также “Красная Москва” выпускалась в миниатюре — плоская бутылка объемом 9,5 миллилитра с завинчивающейся крышкой.

Эти миниатюры выглядят мило, но хранить и носить их с собой в сумочке было рискованно: содержимое могло вылиться. С другой стороны, росла потребность именно в небольших удобных бутылках.

Парфюмерный дом “Новая Заря” не лишился своих идей. В 1957 году в продаже появился набор миниатюр под названием “Фестиваль молодежи и студентов в Москве”, в состав которого вошла и “Красная Москва”. По непонятным причинам после войны от этого образа отказались — был создан новый миниатюрный дизайн, явно вдохновленный немецкими духами Tosca.

Красная Москва и Tosca

Muelhens – бренд, который прославился в основном как производитель знаменитого одеколона 4711, запустил парфюмерию Tosca еще в 1921 году. Изначально они продавались в очень красивых флаконах со стеклянной пробкой. Было несколько версий этой конструкции. Самый маленький из флаконов украшали зигзагообразная полоска и пробка, вырезанная из роз и незабудок. В 1940-х годах бутылку стало удобнее носить в сумке: стеклянную пробку заменили крышкой.

Компания Müller & Co., поставщик бутылок для Muelhens, располагала штаб-квартирой в городе Пьезау, который после разделения Германии находился в ее восточной части. Тогда в 1945 году в рамках военных репараций и после договоренностей Потсдамской международной конференции Советскому Союзу разрешили экспорт материальных товаров, в том числе поточного производственного оборудования, из восточной зоны советской оккупации.

Согласно файлам архива Советского Главного управления военных репараций, все оборудование 2885 немецких заводов и 340000 промышленных станков было отправлено из Германии в СССР. Среди них были линии по изготовлению стекла и стеклянной тары, в том числе от Pieas.

Сам парфюм Muelhens по-прежнему производился в Западной Германии, благодаря чему Tosca оставалась на рынке, хотя и в разных флаконах (с 1950-х годов). В конце 1950-х зигзагообразные бутылки начали производить и в СССР, где они оказались очень полезными.

Этот флакон был выбран в качестве упаковки для парфюмерии “Красная Москва” как раз именно из-за этой полосы, которая напоминает очертания стенок большого флакона, а также ассоциируется с архитектурным элементом. На нынешней миниатюрной бутылке мотив сохранился, но изменились пропорции бутылки, а стекло стало значительно толще. Флакончик небольшой, но уж точно не изящный.

60-е годы прошлого века по праву считаются золотым веком для советской парфюмерии. Этому расцвету способствовали многие факторы, одним из них были экономические отношения с Египтом, который в обмен на советскую помощь в строительстве Большой Асуанской плотины поставлял в СССР сырье превосходного качества. Советские парфюмерные флаконы родом из 1950-х годов сейчас редкость, но многие из 1960-х годов еще сохранились.

Красная Москва подарочный набор

Эта “Красная Москва” – сладкий и пьянящий цветочный аромат, насыщенный нотами розы и гвоздики с умеренно пряной ванильной базой. Он громкий, дерзкий, теплый и очень пудровый. На первом месте ноты гвоздики, многим нравится пудра, и многим сегодня нравится этот старомодный стиль в парфюмерии, поэтому нам он очень нравится как сам по себе, так и как классический аромат гвоздики, и из-за исторической коннотации, которую он несет для людей. Стоит понюхать, а может и больше, если вам нравится гвоздика.

Некоторые версии родом из 1960-х годов почти неотличимы от версии 1951 года, в то время как другие уже имеют отчетливую нотку жасмина. Композиция духов “Красная Москва” образца 1960-х чрезвычайно богата: именно на эту версию ссылались в 1980-х, сетуя на то, что новая редакция не та. Люди, которым довелось познакомиться с версией этого аромата 60-х годов, были готовы поверить в легенду о том, что для его создания потребовалось более шестидесяти ингредиентов, что демонстрирует, насколько он богат оттенками и нюансами.

Следующее десятилетие — 1970-е – принесло много изменений. Прежде всего, были введены стандарты качества парфюмерии (ГОСТ). Да, они существовали и раньше, но в 1971 году была создана новая национальная версия, действовавшая до распада СССР. Номер сертификата соответствия (ГОСТ) был напечатан на каждой коробке духов.

Во-вторых, появился новый дизайн бутыли с замененной крышкой на колпачок. Обе версии выпускались до середины 1980-х годов.

В-третьих, роскошная упаковка, напоминающая пенал с оригинальным красно-белым рисунком, была заменена простой коробкой, одна половина которой была красной, а другая половина — оранжевой. Эта цветовая комбинация создает вполне понятное впечатление, что духи “Красная Москва” 70-х годов намного проще предыдущих выпусков.

Красная Москва. 1971 год

Может, дело только во внешнем виде флакона, но складывается впечатление, что за это десятилетие аромат духов “Красная Москва” потерял не только некоторые второстепенные, но даже некоторые третичные качества. Однако эти потери намного меньше, чем потери от изменения конструкции бутылки. Сам парфюм пахнет более или менее так же хорошо, как и в предыдущие десятилетия, хотя, возможно, не так сильно.

Оригинальный русский винтаж этого сорта — это мощный, тяжелый, старомодный, женственный аромат. В нем богатые, тяжелые, сначала цветочные и пряные, затем цветочные, а затем интенсивно пудровые ноты, из-за которых нам сложно представить себе кого-либо, кроме зрелой женщины прошлых времен. Это напоминает нам женщину в шубе много десятилетий назад и запах макияжа.

В 80-е годы духи “Красная Москва” получили статус “парфюмерии для старшего поколения”. Это должно было случиться надолго, и это стало фактом в 1982 году благодаря фильму М. Козакова “Покровские ворота”. Известная цитата из этого фильма: “Отдай маме. Это духи “Красная Москва”. Она их любит”.

Эти слова произносит главная героиня фильма, передавая духи в упаковке своему жениху, а тот в свою очередь передает их своей будущей свекрови. Что интересно, самой коробки для духов мы не видим. Действие фильма разворачивается в 1956-57 годах, и на момент создания фильма упаковка того периода не производилась более 10 лет.

Красная Москва 1980

Осознавая печальный аспект этого сдвига, “Новая Заря” предприняла попытку возродить старый имидж — возможно, также для иностранных туристов, ожидаемых на Олимпийских играх 1980 г. и Всемирном фестивале молодежи и студентов 1985 г. На упаковке (коробке) было замечательное цветное фото Кремля и Храма Василия Блаженного, который снова сделал аромат прекрасным подарком.

К сожалению, популярность духов “Красная Москва” среди жителей СССР продолжала падать. Несмотря на это, у этих духов все еще была большая группа поклонников — из-за огромных размеров этой страны даже небольшой процент покупателей означает огромное количество.

Самая популярная версия этих духов — это духи 80-х во флаконе с завинчивающейся крышкой. В нем идеальный баланс между гвоздикой, а также жасмином и пудровыми нотами, а также действительно красивой нотой амбры. Количество пудры немного меньше, чем в предыдущие десятилетия — это может быть связано с попытками омолаживать аромат. Также есть версии с древесным акцентом в основании.

Многим нравился золотой красивый колпачок и фотобокс — он намного красивее своего оранжево-красного предшественника. Копии 1980-х и 1970-х годов хорошо хранятся, поэтому истории об ужасно дурно пахнущих духах Красной Москвы, вероятно, относятся как раз к более ранним версиям, которые можно было найти на раскаленных от солнца чердаках старых домов или хозяйственных постройках. Кстати, ни один парфюм не выдержал длительного хранения в таких условиях.

Красная Москва. Современный дизайн

Сегодня духи Красная Москва можно купить во многих парфюмерных магазинах, Их можно купить также на ebay, но неизвестно, сколько духа любимого букета императрицы осталось в них.
Если бы у кого-то была возможность понюхать, Вы можете высказать свое мнение.

 

Добавить комментарий